Торфяные почвы
Цвет большинства торфяных почв — темный, почти черный, что радует неопытных садоводов, считающих это признаком плодородия. Торф даже часто завозят на участки и вносят в почву как ценное удобрение. На самом деле торф вовсе не удобрение. Торфяные почвы, действительно, плодородные, но плодородие это потенциальное. Питательные вещества для растений, в частности главные из них — азот, в таких почвах находятся в связанном состоянии и не могут использоваться растениями. Переход этих веществ в процессе окультуривания почвы в усвояемые растениями формы (почвенный гумус) происходит постепенно, в течение многих лет. Поэтому окультуривание торфяников сводится не только к их осушению, но и обогащению питательными веществами при помощи органических и минеральных удобрений. Большинство болотных почв бедно медью (необходимый для растений микроэлемент). Значит, при внесении минеральных удобрений надо выбирать такие, которые содержат этот микроэлемент.
Торфяные почвы — холодные. Зимой они сильно промерзают, а весной оттаивают очень медленно. Посадки, особенно молодые, приходится дополнительно утеплять снегом, весной же удалять его.
Со временем торфяники превращаются в плодороднейшие почвы, на которых можно получать богатые урожаи и овощей, и плодов, и ягод.
В южных районах довольно часто встречаются почвы, почти сплошь состоящие из камней и щебня. Их называют скелетными. Чтобы сделать такую почву пригодной для жизни растений, приходится выбирать из верхнего полуметрового слоя крупные и средние камни и насыпать плодородный слой земли не менее 15-20 см для выращивания овощных, ягодных и цветочных культур. Для деревьев и кустарников в таких случаях целесообразнее копать глубокие посадочные ямы и добавлять туда землю вместе с органическими удобрениями.
Но даже такие бесплодные земли, как каменистые, еще не самые худшие. Гораздо больше трудностей возникает при освоении засоленных почв. Они имеют щелочную реакцию среды, большую плотность, во влажном состоянии эти почвы вязкие, а в сухом — растрескиваются, разрывая при этом корни растений. Для улучшения солонцеватых почв обычно вносят гипс и фосфогипс, при вторичном засолении грунтовыми водами строят дорогостоящий дренаж.
По механическому составу все почвы делят на три группы: песчаные и супесчаные, легко- и среднесуглинистые, тяжелосуглинистые и глинистые. Большинство культур лучше растет на легких и средних суглинках. Песчаные же и супесчаные почвы плохо держат воду. На тяжелых суглинках и глинах растения, наоборот, страдают от избытка влаги. Окультуривание песчаных почв сводится к внесению в них глины, а структуру глинистых почв улучшают добавками песка. Садоводы, получив-шие когда-то участки с тяжелыми глинистыми почвами, рассказывают, что за 25 лет они завезли около 5 машин песка. Рассыпали песок вместе с удобрениями по поверхности перед пере копкой, добавляли в посадочные ямы, просто разбрасывали по поверхности В результате за этот срок верхние слои почвы на участке превратились из глинистых в суглинистые.
Окультуривание любых почв невозможно без удобрений, особенно органических, которые не только восполняют недостаток питательных веществ, но и улучшают физические свойства почвы.
Навоз и птичий помет на тяжелых почвах лучше вносить осенью, под перекопку, а на легких — весной (евино) навоз и куриный помет в свежем виде применять нельзя). Альтернативой этил удобрениям является компост. Его готовят из любых растительных остатков и кухонных отходов в течение нескольких месяцев (корневищные сорняки вроде пырея класть не рекомендуется).
Прослойки торфа, навоза, фекалий, минеральных удобрений и золы улучшают качество компоста.
Зеленым удобрением называют ряд растений из семейства бобовых — люпин, фацелию, сераделлу, донник, клевер, которые в фазе бутонизации закапывают в почву. Перегнивая, остатки этих растений обогащают почву органическим веществом и азотом, который усваивается из атмосферы (свойство всех бобовых культур). Результат воздействия на почву, например, люпина такой же, как навоза.
Прекрасным удобрением, особенно для кислых почв, является древесная зола. Наилучшей считается зола лиственных пород деревьев (березы) и подсолнечника.
Минеральные удобрения не улучшают структуру почвы и не обогащают ее гумусом, но зато быстро обеспечивают питание растений. В первый период освоения участка, особенно при недостатке органики, применение их в разумных пределах просто необходимо.
Есть еще один способ повышения плодородия почвы — разведение дождевых червей. Именно они перерабатывают компосты, превращая сухие растительные остатки в наиболее ценные формы гумуса. Ученые считают, что знаменитые наши черноземы сотворены в основном деятельностью червей.
Источником питания червей кроме органических остатков являются почвенная микрофлора и микрофауна. Черви поглощают огромное количество бактерий, в том числе и патогенных, водорослей, грибов с их спорами, простейших организмов и нематод. В результате почва обеззараживается и одновременно обогащается азотом, фосфором, калием — основными элементами питания растений и биологически активными веществами, содержащимися в копролитах (выделениях) этих животных. Черви способны также мелиорировать почву, улучшать ее структуру и физические свойства.
За сутки червь пропускает через себя массу земли с органикой, равную его собственной массе. В расчете на 1 м2 это получается примерно 50 г, а за лето — до 10 кг. В течение лета 100 червей на 1 м2 прокладывают почти километр ходов, делая почву рыхлой, водо- и воздухопроницаемой.
Чем больше дождевых червей будет на вашем участке, тем весомее будут урожаи. Как же увеличить численность червей? Сделать это довольно просто.
В тенистом месте выройте канавку, заложите туда полуперепревший навоз или сухие листья и бросьте 2-3 горсти червей. Прикройте их таким же субстратом, а сверху положите какую-нибудь рогожку. Периодически увлажняйте питомник, на зиму утеплите его. На следующий год он будет кишеть червями, а субстрат превратится в отличный перегной. Червей разбросайте по участку, питомник же загрузите снова.
Почва — живой организм. Берегите ее, как и все живое, приумножайте ее богатства, й ваши старания окупятся сторицей.