Необычные декорации и сад иллюзий

Сад иллюзий может быть обустроен с помощью зеркал и различных обманных техник тромплей. Смотрите ниже на фото необычные декорации сада и убедитесь в том, что эти приемы доступны каждому. В материале рассмотрены некоторые необычные декорации, которые позволяют формировать необыкновенный ландшафтный дизайн. Их применение может быть реализовано в различных вариациях.

Как сделать обман зрения?

Далее рассмотрим, как сделать обман зрения в своем саду с помощью различных техник. Обманки используются в садовом дизайне уже несколько веков. Были они придуманы древними греками (они делали колонны храмов чуть сужающимися кверху, что зрительно добавляло им высоты), применялись и в русских усадьбах — например, на границах владений устанавливали приоткрытую дверцу, то издали изображение будет казаться реальным живописные полотна, которые искусно маскировались зеленью, с изображенными на них дальними видами с деревней, лугами и пасущимися стадами.

Не стоит относиться к садовому пространству только как к месту приложения тяжелого физического труда, это именно то место, где вы можете продемонстрировать свои художественные способности. Существует множество ухищрений с использованием шпалерных решеток, красок и зеркал, которые можно применить для оформления пространства, которое не годится для выращивания растений.

Техника тромплей

Обман зрения, или техника тромплей (фр. trompe Voeil) — технический прием в искусстве, целью которого является создание оптической иллюзии. С помощью этого приема объект, нарисованный в двухмерной плоскости, кажется существующим в трехмерном. Эта техника, родившаяся в Древнем Риме, и сейчас успешно применяется. Роспись-обманка в саду выполняется водорастворимыми пигментами по сырой штукатурке, масляными красками по сухой поверхности, используются также акриловые краски, матовый или глянцевый лак, атмосфероустойчивые краски.

Тромплей — очень интересный и эффектный прием, но при его использовании надо соблюдать некоторые условия — роспись требует перспективы, между стеной и зрителем должно быть хотя бы 3 м. Необходимо соблюдать масштаб рисунка: все изображения должны быть соизмеримы с человеческим ростом.

Обманка в саду — это картина, использующая особые приемы перспективной живописи, благодаря которым человек, смотрящий на нее под определенным углом, воспринимает ее как реальность. Чаще всего рисуют пейзаж, видный с данного места. Изображают и садовую калитку, за которой якобы находится соседский сад, эффектно смотрится ложное окно, нарисованное на стене, с настоящим оконным ящиком и настоящими растениями в нем. Конечно, с близкого расстояния видно, что это роспись, но чем дальше вы находитесь от рисунка, тем сильнее иллюзия объемного пространства, осязаемости предметов и форм. Обманка — это окно в другой мир, она ломает грань между реальностью и фантазией. Особенно эффектны обманки в небольших по размеру садах, там, где пространства не хватает и особенно ценится возможность его увеличить.

Можно устроить дверь в заборе. Если потянуть за ручку этой двери или просто хорошенько к ней приглядеться, вы узнаете «страшную» тайну — она никуда не ведет, это садовая иллюзия, обманка. Дверь намертво прикреплена к забору, около которого устроена зона для приготовления шашлыка, а рядом размещается беседка.

Садовые дизайнеры часто советуют скрывать не слишком привлекательные стены или заборы с помощью декоративных решеток и лиан, но это не единственный вариант, можно «замаскировать» забор и с помощью панно. Рисунок на стене или заборе — это не только произведение искусства, но и замечательная возможность зрительно увеличить пространство и превратить скучную плоскую вертикальную поверхность в море или уходящий в перспективу сад.

Перечислим наиболее часто используемые приемы изменения пространства:

1. Обман зрения при помощи подобных друг другу объектов

Если в начале и конце дорожки посадить два одинаковых по размеру и форме дерева или кустарника, то зритель сделает определенный вывод о расстоянии между ними (и соответственно о длине дорожки). А теперь представьте, что будет, если дальнее деревце или куст заменить меньшим по размеру, но идентичным по форме. У зрителя возникнет иллюзия, что расстояние между двумя деревьями или кустами больше, чем есть на самом деле. Таким образом «играют» не только деревья и растения вообще, но и шары, вазоны, камни и другие повторяющиеся объекты. Зрительно «растянуть» дорожку поможет и такой прием: в начале ее посадим растения с крупными листьями, например крупные хосты с огромными листьями, а в конце — мелколистные растения, те же хосты, например, но средние или маленькие по размеру с небольшими листьями, но подобные по окраске.

По этому же принципу работает и цвет: если в начале дорожки посадить растения с зелеными, желтыми или пестрыми листьями и красными, желтыми и белыми цветками, а вдали растения в голубоватых, зеленовато-серых и серебристых тонах, то это расстояние будет казаться большим, чем оно есть на самом деле, благодаря тому, что создается иллюзия, будто на голубоватые растения наложилась воздушная дымка, то есть они расположены достаточно далеко. Грамотное использование таких оптических эффектов буквально раздвигает границы сада.

2. Использование специальных конструкций

Конструкция из деревянных планок, прикрепленная к забору, изображающая арки с туннелем, в центре которой закреплено зеркало, создает иллюзорное ощущение, что за стеной сад продолжается — нужно лишь пройти сквозь арку.

Садовое пространство изменится, если изобразить на заборе фасад домика с объемной крышей наверху. Такая фальш-панель сродни театральной декорации, в этом случае фрагмент забора становится садовой мистификацией, изображая домик, примыкающий к забору. В его окошки вместо стекол вставлены зеркала, в которых отражается сад.

Для этих же целей можно использовать деревянную беседку. Если ее переднюю часть (фасад) поставить вплотную к забору и нарисовать на задней стенке приоткрытую дверцу, словно ведущую куда-то вдаль, то обман зрения снова сработает — изображенное на картине издалека будет казаться реальным.

Если вам особенно удался какой-то уголок сада, можете заключить его в деревянную или металлическую раму достаточно большого размера, например 2,4х4 м, установленную перед ним. Выглядит это очень эффектно и оригинально.

3. Создание ложной перспективы с помощью дорожек, которые постепенно сужаются

К сожалению, этот прием подходит только для гравийных дорожек. Если использовать такой прием для мощеной дорожки, то швы между плитами мощения вас разоблачат. Эффектно завершить такую дорожку уменьшенной в размерах скамейкой или соответствующим вазоном. Этот прием действует только в одну сторону, с другой стороны этой дорожки эффект будет обратным.

4. Заимствованный пейзаж

Суть этого старинного метода — визуальное включение в пространство сада территорий или элементов, данному саду не принадлежащих. Если к саду прилегает река, поле или большой луг, можно создать впечатление, что они являются частью ваших владений. Этот универсальный прием изобретен китайцами несколько десятков веков назад. Например, они включали виднеющуюся вдали пагоду в садовое пространство как часть его, а не как предмет, удаленный на значительное расстояние. Сад открывался миру, и далекая гора «входила в сад». Важным моментом для воплощения этой идеи является создание кулис, в роли которых могут выступать камни, архитектурные постройки, древесно-кустарниковые композиции, с их помощью вы создадите в саду многоплановые «театральные декорации».

5. Настенная живопись

Хорошо тем садоводам, у которых вдали виднеется река, поле или радует лес, примыкающий к забору, но не стоит унывать и тем, у кого за пределами дачного участка нет ничего интересного, есть способ «раздвинуть» и такие границы. На свободных стенах зданий или на заборе можно изобразить атмосферостойкими красками «волшебный пейзаж».

Зеркала в ландшафтном дизайне в саду и их фото

Большие зеркала в саду, завершающие парковую аллею, — старая садовая обманка, ее можно использовать не только для большого, но и для маленького пространства.

Еще вариант — закрыть зеркалом арочный пролет. К такой псевдоарке должна вести дорожка, идущая под углом к ней, чтобы человек увидел свое отражение и разгадал хитрость, только подойдя достаточно близко. Продумывать отражение в таком зеркале нужно тщательно, там должен отражаться прекрасный сад, а не угол дома, например. Зеркала прекрасно «работают» в качестве садовой обманки со шпалерами, арками и калитками. Чаще всего trompe-l’oeil устраивают в конце садовой дорожки, тогда обман раскрывается, только когда зритель подходит вплотную к иллюзорному объекту.

Потрясающая садовая картина, «выполненная» с помощью зеркала, может открываться и с садовой скамейки. Само зеркало должно располагаться в тени, больше всего подойдет северная или северо-западная экспозиция. Края зеркала маскируют не только с помощью арки, это можно сделать с помощью деревьев и кустарников или рамы, деревянной или металлической. Иногда зеркало крепят к глухому забору, оформляя это место как арку или калитку и имитируя переход в другую часть сада.

Если какая-то композиция в саду кажется вам особенно привлекательной, вы можете поставить напротив нее большое зеркало в шикарной раме. Композиция отразится в зеркале, а вы получите прекрасную картину, которая будет меняться в соответствии с сезонными изменениями в саду.

Можно вставить зеркала в дверцы шкафа для хранения садовых инструментов, поставленного недалеко от садовой дорожки, в «зеркальном» варианте он будет совершенно незаметен, вы будете видеть не дверцы, а сад, отражающийся в зеркалах.

Зеркала в ландшафтном дизайне волшебным образом могут изменить пространство небольшого сада, но их следует устанавливать под углом к посетителю, внезапно увидеть перед собой свое отражение в зеркале не очень приятно.

Посмотрите зеркала в саду на фото, это поможет выработать собственные идеи для их использования:

Фотогалерея

Что же нужно, чтобы создавать обманки в саду? Требуются фантазия, художественные способности, знание законов перспективы. Иллюзия создается при помощи двух факторов — угла зрения и игры света. Обманка кажется реальностью только с определенного угла зрения, поэтому важно не только придумать и воплотить композицию, но и продумать, как ее преподнести, ограничив угол зрения отвлекающими объектами — статуей, группой кустарников, растениями в кадке. Организовывать садовую иллюзию нужно тщательно, продумывая идею и все детали, иначе получится смешно и даже вульгарно.

Вопрос-Ответ